Психосоматика запоров у детей

Психиатр о психологических причинах запора и страхах у детей

Психосоматика запоров у детей

Родители догадываются, что причины хронических запоров у детей могут быть психологические, так же, как и у ночных страхов, но часто не знают, как решить эти проблемы. Читайте в статье:

  • Причины запоров у детей
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как научить ребенка не бояться
  • Избежать ошибок воспитания — реально?
  • О бессознательной связи мамы и ребенка
  • Роль знаний психологии для родителей

«Дочке 3 года, проблемы со стулом. Постоянные запоры, боязнь сесть на горшок. Спрячется куда-нибудь и тихонечко сделает свое дело. И еще: боится спать одна в комнате. В чем причина, что делать?»

О причинах запоров и страхов у детей отвечает детский врач-психиатр:

Здравствуйте! Три года — переломный момент в жизни ребенка. Дело в том, что в возрасте примерно трех лет у ребенка окончательно формируется сознание. Это значит, что он становится способен ощущать себя отдельно от других людей. Понимает, что «есть я, есть мама и папа», «у меня свои желания, а у них другие, и они могут не совпадать».

Ребенок учится определять свои ощущения, нехватки и требовать их удовлетворения, либо стремится наполнить их сам. Это так называемый «кризис трех лет». В этом возрасте важно определить правильную линию воспитания, иначе патологические модели поведения рискуют закрепиться на всю жизнь.

Надо заметить, что кризисный период может начинаться и раньше — в 2-2,5 года.

С помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана удается разобраться, какова психика любого ребенка, как скорректировать нарушения и как дальше правильно развивать его врожденные особенности. С рождения у человека есть несколько векторов из восьми возможных.

Каждый вектор — это пласт психики, часть бессознательного, заложенная природой программа психических свойств, способностей и талантов, уникальных и неповторимых.

И при становлении сознания ребенок начинает проявлять себя определенным образом особенно ярко, в соответствии со своими векторами, причем могут начаться проблемы именно в поведении.

Попробуем разобраться, что происходит с вашей дочкой, в каких векторах может быть загвоздка. Итак, мы видим страхи и проблему запоров у ребенка трех лет, теперь найдем их причины.

Психологические причины запора у детей

Если у ребенка запоры, надо в первую очередь обследовать его, наладить питьевой режим и диету. Если же у ребенка запоры психосоматические, то причина может быть в стрессах у малыша с анальным вектором.

Пищеварительная система — уязвимое место таких людей. На стресс они реагируют сжатием сфинктеров пищеварительного тракта, отчего движение пищевого комка затрудняется, возникают запоры, поход на горшок становится болезненным, и ребенок начинает его избегать.

Ребенок с анальным вектором от природы медлительный и делает все основательно, в нем заложено стремление быть хорошим, заслужить похвалу. Для него важным этапом развития является получение психического удовлетворения от полного опорожнения кишечника. А для получения этого ощущения требуется длительно сидеть на горшке, часто дольше, чем необходимо для физиологического завершения.

Мамы по незнанию, когда видят, что ребенок закончил, снимают его с горшка. Но на самом деле психически процесс не завершен. Причина запоров не только у маленьких детей, но и у взрослых — ответ на сдергивание и спешку.

Незавершенное действие — стресс для анального вектора, так же, как прерывание и поторапливание. От такого воздействия ребенок впадает в ступор, становится еще более медленным, обижается, упрямится, может ударить маму кулачком или укусить.

Если дергать ребенка, особенно, как только он притаился, и нести его на горшок — то психика каждый раз переживает стресс, а кишечник сжимается. Это и есть причина постоянных запоров у ребенка. Нужно разрешить ему действовать в естественном для него ритме, тогда он будет чувствовать себя намного комфортнее.

При удалении стрессовых факторов психосоматические запоры пройдут, стул наладится. А эти особенности психики ребенка обязательно надо учитывать при воспитании.

  • Пребывание на горшке надо сделать комфортным. Можно дать книжки, игрушки — пусть играет, читает на горшке, это не навредит;
  • Нужно хвалить за хорошее, а за неправильное лучше не ругать. Если ребенок перепутал ковер с горшком, не надо фиксировать внимание на ошибках, чтобы эта тема не превратилась для него в болезненную (тем более тема горшка для ребенка с анальным вектором особенно важна);
  • Все новое — стресс для ребенка с анальным вектором. Поэтому новые способы приучить к горшку девочка воспринимает в штыки. Стоит на время оставить проблему, сначала наладить психический комфорт ребенка. Лучше дольше носить подгузник, чем травмировать его психику.

Почему дети боятся по ночам

Страх спать одному типичен для ребенка со зрительным вектором. У человека со зрительным вектором страх смерти является базовой, врожденной эмоцией и может приобретать патологический характер, захватывать всю психику целиком, так как в зрительном векторе самая большая эмоциональная амплитуда.

Такой ребенок чувствительный, ранимый, эмоциональный. Эволюционно страх темноты связан с невозможностью уберечься от хищника ночью. Ночью глаза не видят, а глаза — главный сенсор зрительного ребенка. Когда психика зацикливается на страхе за свою жизнь, то малыш закономерно боится спать один.

Страхи возникают у таких детей, словно из ниоткуда, в два-три года.

https://www.youtube.com/watch?v=UZEWFBisKRs

Мамы по незнанию могут читать детям сказки, где кто-то кого-то съел, наподобие «Колобка», «Семеро козлят». Или говорят: «Не будешь слушаться, отдам тебя злой тете!» Когда ребенок еще мал и у него нет навыка сопереживания, эмоция страха от таких сказок усиливается. Детей со зрительным вектором категорически нельзя пугать.

Нужно развивать их чувственную сферу путем чтения, сначала сказок на сострадание, потом научить ребенка читать самого. Вовлекать его эмоционально в мир литературы, а для этого маме нужно самой проникнуться миром художественной книги.

Если у мамы получится испытать с ребенком общие чувства, прожить их вместе, то между ними образуется эмоциональная связь.

Эмоциональная связь — гарант доверия ребенка в настоящем и будущем, даже когда он станет подростком и взрослым.

Умение создавать здоровые эмоциональные связи с другими людьми жизненно необходимо зрительному ребенку. От этого напрямую зависит его судьба.

Три года — уже достаточно сознательный возраст, и развивать зрительный вектор необходимо! Иначе он будет проявлять себя болезненными способами.

  • Читать на ночь сказки, приучающие к сопереживанию;
  • Ни в коем случае не пугать;
  • Общаться по душам, создать с ребенком эмоциональную связь;
  • Не стыдиться проявлять свои чувства, с маленьким ребенком можно делиться личными переживаниями, это укрепляет доверие.

Как вырастить из ребенка счастливого взрослого: родителям на заметку

Мы увидели нюансы в развитии анального и зрительного векторов девочки. Изменение способа воспитания поможет поправить дело. Но необходимо помнить, что психическое здоровье малыша зависит прежде всего от состояний мамы. Бессознательная связь ребенка с мамой до 6 лет абсолютна, после 6 лет постепенно ослабевает и исчезает при прохождении подросткового возраста.

Пока ребенок мал, стрессы матери полностью передаются ему. Возможно, девочку никто не пугал, но мама сама испытывает тревожные состояния. Когда мама находится в состоянии психического комфорта, она способна дать ребенку базовое ощущение защищенности и безопасности. Пожалуй, с этого и стоило начать ответ.

Для гармоничного развития ребенка важна не только гарантия его физического сохранения, но и требуется защищать его психику от негативных переживаний. Если ребенок растет в психическом дискомфорте, в недостаточной защищенности, кризис трех лет проявляет себя особенно ярко. И это тот случай, когда советы психологов «переждать» могут оказаться фатальными.

Каждая мама желает своему ребенку счастья. И лучшее, что она может сделать для него, это:

  • Вылечить свои психотравмы;
  • Наладить свое внутреннее психическое состояние (избавиться от тревоги, страхов, обиды, депрессии и т.п.);
  • Изучить Системно-векторную психологию;
  • Применять эти знания в воспитании детей.

Известно, что материально богатое детство не гарантирует счастливую жизнь. Навык жить среди людей с удовольствием — вот главное. Развивайте своих детей правильно. Регистрируйтесь на бесплатные лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

«… Я — невероятно требовательная и нетерпеливая мама — постоянно орала на своих двух детей. Причем чем дальше, тем больше. Довела младшего до стресса, у нас начались проблемы с горшком. После того, как моя нервозность стала очевидна даже мне, я поняла, что надо что-то с этим делать. Где-то, не помню где именно, прочла про СВП, обещали, что у ребенка пройдут запоры.

Прямо эзотерика. Как можно было в такое поверить?))) Так вот они действительно прошли. Сыну 3 года, ходил вокруг горшка, терпел, крепился, жался, со стороны как бы сознательно сдерживал, мог уделять процессу по полчаса и безрезультатно, стул раз в 3-4 дня с клизмой. Сейчас почти наладилось. Все происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО и БЫСТРО.

Надеюсь, что это устойчивый результат…»

Елена К., юрист, Москва

«…У ребёнка запоры были. Меня всегда раздражало, что она подолгу сидит на горшке, я стрессовала, ругалась. А теперь успокоилась, ещё и книжки ребёнку подсовываю и игрушки. Теперь ребёнок регулярно совершает акт дефекации, радостно бежит на горшок)))…»

Olga — Ramenskoe

«… моя зрительная девочка, дочка, категорически отказывалась спать одна в своей детской, без меня она не засыпала. С начала прохождения тренинга я начала устраивать ребенку литературные вечера, читала ей на ночь литературу, рекомендованную на сайте.

И, о чудо, она сама в один из дней заявила мне, что с сегодняшнего дня будет спать в своей кроватке. С этого самого дня она действительно начала спать одна в своей детской.

До прохождения тренинга никаким уговорам она не поддавалась, говорила нет, и все…»

Ольга П., специалист по недвижимости, Уфа

«… Каково же было моё удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой ещё и зрительный вектор в себе носит, и что именно сегодня из чувства сострадания героям наших песен произошел мощный скачок в развитии ребенка, который помог ему избавиться от боязни темноты.

Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико — про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»

Ольга Я., программист, бард, Могилев

Автор Екатерина Крестникова, врач-психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Раздел: Медицина

8 мая, 2019 Комментариев: 1 661
Психосоматика медицина

Источник: https://svp.expert/medicina/psixologicheskie-prichiny-zaporov-i-straxov-u-detej/

Психологический запор: у ребенка 2, 3, 4 года, что делать, почему возникает, как помочь, меры профилактики

Психосоматика запоров у детей

› Психология ›

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку.

У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает.

По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы.

После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения.

Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время.

На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь.

Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые.

Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты.

При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления.

А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку.

Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Что такое психологический запор, почему возникает у ребенка и как помочь взрослому с ним справиться? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-takoe-psihologicheskij-zapor-pochemu-voznikaet-u-rebenka-i-kak-pomoch-vzroslomu-s-nim-spravitsya/

Психосоматика запора

Психосоматика запоров у детей

Тяжесть, боль, дискомфорт и другие неприятные ощущения, которые возникают при запоре, приводят к состоянию постоянного контроля над своим организмом. Считаем часы, дни, ищем тот самый препарат, который поможет избавиться от этого мучения… Но что, если наши собственные эмоции приводят к развитию запора?

  • Я НЕ МОГУ ОТДАВАТЬ.
  • Я НЕ ХОЧУ ОТДАВАТЬ.
  • НЕ ЗАБИРАЙТЕ, ЭТО МОЁ.
  • ЭТО МОИ ЭМОЦИИ.

Введение

Запор – это нарушение работы кишечника, которое проявляется как недостаточное его опорожнение. Запор может быть ситуационным, т. е. возникающим при стрессах, смене режима дня, беременности, приеме лекарств, не является заболеванием и проходит самостоятельно.

Хронический запор – это состояние, когда задержка стула происходит регулярно, длится свыше 48 часов и имеет дополнительные симптомы. В зависимости от тонуса кишечника запоры могут быть спастические (при повышенном тонусе каловые массы зажимаются и не продвигаются) и атонические (при пониженном тонусе замедляется продвижение каловых масс).

Какие формы бывают?

По причине появления выделяются следующие виды запоров:

  • гипокинетический (при сидячем образе жизни)
  • токсический (при приеме лекарств)
  • эндокринный (при гормональных нарушениях)
  • алиментарный (при недостатке растительной клетчатки)
  • рефлекторный (при заболеваниях ЖКТ)
  • механический (при наличии преград на пути кала: полипы, спайки)
  • психологический (при стрессах или расстройствах нервной системы).

Общие признаки запора – вздутие, тяжесть, болезненные ощущения в животе, метеоризм, снижение аппетита, ухудшение сна и работоспособности, запах изо рта и т.д.

С точки зрения психосоматики

Функция толстой кишки – выведение из организма всего лишнего, уже переработанного. Прежде всего это касается пищи. На метафизическом и ассоциативном уровне под отходами подразумеваются все негативные мысли и эмоции, воспоминания и обиды, травмы и стресс.

Все то, что невозможно так просто переварить и забыть.

Такие отходы также нужно вовремя отпустить, чтобы дать место новым идеям и чувствам, чтобы отжившие мысли и эмоции не отравляли внутренний мир человека. В противном случае возникает затор из психоэмоционального мусора, проявляющийся на физике как психогенный запор.

Психологический запор может возникнуть как реакция организма на стресс. Выброс гормонов стресса влияет на работу вегетативной нервной системы, мышцы кишечника приходят в повышенный тонус и возникает запор.

Психологические причины запора

По мнению Лиз Бурбо запор показывает, что человек цепляется за свои старые, уже не актуальные убеждения и привычки, сдерживает свои желания из боязни показаться невежливым или некрасивым. Возможно, такой человек живёт с чувством, что его заставляют что-то отдавать (время, деньги, энергию) против его желания.

Есть мнение, что людей, страдающих такими проблемами, родители заставляли в детстве отдавать свои игрушки или вещи. Как пишет Лиз Бурбо, к запору склонны люди, любящие драматизировать какие-то события из своего прошлого. Стресс, вызванный неспособностью отпустить прошлое, порождает в человеке беспокойство, страх унижения, негативные мысли, зависть, ярость.

  • Луиза Хей основной причиной психосоматического запора видит нежелание человека расстаться со старыми идеями.
  • Доктор В. Синельников главной причиной запора называет скупость и жадность к деньгам.
  • З. Фрейд выявил, что запорами страдают очень упрямые, не умеющие идти на компромисс люди, отличающиеся кроме того чрезмерное заботой о деньгах, любовью к порядку и чрезмерной бережливостью.
  • По мнению В. Жикаренцева к этому недугу может привести отказ освободиться от старых мыслей, привязанность к прошлому.

Психологи отмечают, что люди, страдающие психосоматическим запором, склонны к чистоте, порядку, внешне сдержаны, но в душе переживающие личности. Таких пациентов отличает страх перед будущим, боязнь ответственности, зацикленность на старых обидах, нежелание выйти из зоны комфорта. Такое поведение родителей приводит и к запорам у детей, даже грудных.

Мое мнение, запор – это не только нежелание отдавать что-либо, но и отсутствие сил и энергии. Мы не можем отдавать ЕЩЕ больше, когда у самих осталось только то, на что можно выживать. Мы не можем отдавать свои эмоции, когда других просто НЕТ. И мы не можем отдавать свои воспоминания, когда те, кому они посвящены, покинули нас.

Пути исцеления

Основной путь исцеления психогенного запора – освобождение от психоэмоциональных отходов в виде своих старых убеждений, принципов, мыслей, пережитых и уже неактуальных чувств. Сюда также относятся все негативные эмоции (зависть, злость, обида, гнев) и чрезмерные черты характера (чрезмерное упрямство и сопротивление новому, скрупулезность, жадность, скупость и т.д.)

Вы живете своей обидой, лелеете ее, копите как коллекционер пока есть место. А дальше – затор. Все захламлено устаревшими обидами. Чтобы идти дальше, нужно освободить место. Если вы сами все это осознаете, то мозг воспримет это как команду к регулировке работы нервной системы.

Необходимые сигналы дойдут и до выделительной системы, которая тоже начнет действовать и восстановит работу кишечника, а именно толстой кишки. Здесь хорошо помогают дополнительные методы релаксации (медитация, дыхательные техники и т.д.).

При детских запорах важна работа родителей над собой, своим поведением. Важна безусловная любовь к ребёнку, душевное тепло, сказкотерапия, арттерапия.

А если вы готовы шагнуть вперед и заглянуть в природу психосоматики своих заболеваний, я приглашаю вас на мой авторский курс “Эмоции моей болезни” – это онлайн практикум с четким алгоритмом действий на пути к избавлению от болезни и исцелению. Начало курса 6 МАРТА в чате WhatsApp, все материалы и практики остаются у вас после завершения.Добавиться в группу набора.

Подробности. Начало 6 марта!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/dr_trinalove/psihosomatika-zapora-5e5cc62d7dd77672622a48e9

Запор у ребёнка

Психосоматика запоров у детей

Запор опасен и требует лечения ребенка. Применение многих лекарств у детей противопоказано. Что делать в случае запора у ребёнка + Психосоматика запора.

Синдром раздражённого кишечника

Согласно положениям Римского консенсуса функциональные запоры (запоры без других: инфекционных, травматических, токсических причин, аномалий развития и тд) относятся, наряду с остальными нарушениями дефекации, к синдрому раздражённого кишечника (СРК), среди которого выделяют:

  1. СРК с запором
  2. СРК с диареей
  3. СРК смешанного типа (с запором и диареей).

Нормальная частота стула у младенцев от нескольких раз в день до 2 раз в неделю. Если реже, или если ребёнок плачет при дефекации, если его каловые массы жёсткие, сухие, или наряду с этим есть выделения жидкости из заднего прохода, то это настораживающий признак.

Вздутие живота, плач или крик при нажатии на живот, выделения крови из заднего прохода, ухудшение общего состояния ребенка, сонливость и другие нарушения сознания, холодный пот, или повышение температуры тела, рвота, неврологические и другие симптомы — всё это требует незамедлительного осмотра врача (педиатра, хирурга, инфекциониста, невролога).

Тревожные признаки

(Hyams J. S., Di Lorenzo C., Saps M., Shulman R. J., Staiano A., van Tilburg M. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child // Adolescent. Gastroenterology. 2016. ЙBenninga S., Nurko M. A., Faure C., Hyman P. E., James Roberts I. St., Schechter N. L. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Neonate/Toddler // Gastroenterology. 2016.)

    • запор с рождения или в возрасте менее месяца
    • выделение мекония более чем через 48 ч после рождения
    • болезнь Гиршпрунга в семье
    • лентовидный стул
    • кровь в стуле (видимая, или чёрный стул)
    • повышение температуры
    • рвота желчью (зелёная, жёлто-зелёная, тёмная)
    • аномалия развития щитовидной железы
    • значительное вздутие живота
    • аномалии развития ануса (положение, форма, отклонение межъягодичной борозды)
    • признаки spina bifida (пучок волос в крестцовой области, впадина в области крестца)
    • перианальный свищ, или фистула
    • неврологические симптомы (отсутствие анального рефлекса,  кремастерного рефлекса, тонические нарушения, грубая задержка развития)
    • сильный страх во время осмотра.

Если опасности нет (был осмотр врача, исключающий опасность), или это состояние уже не в первый раз и нет настораживающих признаков, то стул надо налаживать.

Младенческая дисхезия

Младенческая дисхезия — особая форма функционального запора у детей в возрасте до 6 месяцев в виде не более 10 минутного приступа беспокойства и крика с последующей успешной дефекацией — при условии отсутствия каких бы то ни было проблем со здоровьем

Причины запора

Периодически находятся те, или иные причины запоров. Много сообщений о связи запоров с ферментопатиями или аллергией на коровье молоко, а также запоров, связанных с обменом железа. По-видимому, важность значений этих вариантов переоценена.

Сегодня рассматривается биопсихосоциальная модель функциональных нарушений органов пищеварения (Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process // Gastroenterology. 2006), согласно которой симптомы развиваются из-за комбинации нескольких физиологических причин и условий:

    • нарушение моторики кишечника и желчевыводящих путей
    • гиперчувствительность кишечника к нормальным медиаторам
    • изменение местного тканевого иммунитета кишечника
    • воспалительные реакции кишечника
    • нарушения нервной связи: ЦНС — энтеральная НС
    • психологические и социальные факторы (условия).

Неврологические особенности при запоре

По данным исследований нервной системы у детей с запорами установлено преобладание тонуса парасимпатической нервной системы у 82% детей с запорами, а симпатической — у 11% обследуемых.

У 18% детей отмечалась повышенная агрессивность, в 1% случаев отмечалась аутоагрессия. Установлена акцентуация характера в виде эмоциональной лабильности в 21% случаев, а истероидности в 17% детей с запорами (Гасилина Т.В, Бельмер С. В.

Вопросы медикаментозной терапии запоров функционального происхождения у детей).

Пищевые факторы запора

Пищевые факторы могут влиять на моторику кишечника и дефекацию. Наибольшее значение имеет растительная клетчатка, фрукты, овощи, вода, кислоты, соли, белок — в разной степени влияния.

Недостаток клетчатки

Недостаток клетчатки в пище, рафинированная пища, недостаточное потребление воды — наиболее частая пищевая причина (условие) запоров. Недостаточное количество пищевых волокон в пище ежедневного рациона — фактор риска запора (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

Показано, что употребление растительной клетчатки и большого количества жидкости ускоряет кишечный транзит и размягчает кал (Carbohydrate and dietary fiber. In: Kleinman R. E., ed. Pediatric Nutrition Handbook, 6th Edition, Community on Nutrition. American Academy of Pediatrics, 2009).

FLUIDS, FRUITS,  FIBER

Жидкость, фрукты и клетчатка = решение при функциональных запорах у детей.

Вода при запоре

Достаточное количество жидкости принимаемой ребенком за день, с учетом потерь жидкости с потом из за жары, лихорадки, рвоты, учащённого мочеиспускания и д.р.

Существуют разного рода расчётные нормы потребления воды, но они сложно применимы и сами по себе повышают нервозность родителей при невозможности их соблюсти.

Достаточность потребления воды может быть определена простым способом — предложением ребёнку воды.

Клетчатка и фрукты

Российское общество детских гастроэнтерологов рекомендует следующий расчет нормы потребления пищевых волокон: к возрасту ребенка прибавить 5–10 г в сутки ((5–10) + n, где n — возраст в годах, т. е. 6–11 г/сут для годовалого ребенка) (Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В., и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами. Вопросы детской диетологии. 2014; 12).

Пища ускоряющая моторику

Фруктовые соки, фруктовые пюре, чернослив, яблоко, другие фрукты и овощи. Кислые и сахаристые вещества: фруктовые соки, чёрный хлеб, мёд, варенье, джем, кислое молоко. Овсяная, гречневая, перловая крупы (каши). Некоторые минеральные воды и в целом холодная пища.

Пища замедляющая моторику

Продукты и напитки, содержащие танины: чай, кофе, какао, некоторые, в основном цветные тёмные фрукты. Гранат, черника, кизил, хурма, некоторые сорта груши. Манная и рисовая каши (не все сорта риса). В целом тёплая и горячая еда.

Поведенческая терапия запора

Кроме налаживания рациона питания можно применять тренировку усаживания на горшок, создать условие опоры для ног, оказывать вербальную поддержку при удачной дефекации.

Тренировка усаживания подразумевает налаживание ритма дефекации, например по утрам, днём и вечером в одно и тоже время. Опора для ног ребенка при усаживании на унитаз — важное условие для возможности расслабить мышцы тазового дна, и согласованно повысить тонус мышц живота (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

Следующий шаг

Если диета не даёт нужного результата, то применяются тёплые ванны, массаж живота, желчегонные продукты (горечи, масла), слепой тюбаж (обсудить с педиатром).

При неэффективности этих мер — глицериновые свечи, но лучше не злоупотреблять ректальной интервенцией.

При бездейственности данных мер показано применение лекарственных средств, они назначаются педиатром и родители должны взвешено оценивать предполагаемые эффекты и безопасность препаратов.

Помогает ли остеопатия при запоре

Остеопатия — безопасный метод эффективный в большинстве случаев при запорах у детей (и у взрослых).

В основном коррекции поддаётся вариант запора, обусловленный неврологическим компонентом: связь центральная нервная система — нервная система кишечника, вегетативная иннервация кишечника, коррекция дискинезий желчевыводящих путей, тонические нарушения гладкой мускулатуры собственно кишечника.

Психологические и социальные факторы

Негативный, травмирующий опыт дефекации у ребёнка, связанный с болью, стрессом из за обстановки, повышенного внимания окружающих, холод или отсутствие других необходимых условий в общественных уборных, негативный опыт медицинской агрессии и другие условия могут сформировать рефлекс, связанный с дефекацией.

Эволюционные механизмы запора

Запор — реализация древнего эволюционного механизма, обеспечивавший у человека спасение через не оставление следов. Не оставление следов (экскрементов) позволяло не быть найденным хищником и, соответственно, избежать его нападения.

Другой эволюционный механизм описывает схожую ситуацию, но другой контекст — запор хищника, как способ не быть обнаруженным жертвой на которую он охотится.

Сравните активность дефекации травоядных (коров, лошадей) и хищников (кошек, собак).

Психосоматика запора

В психоаналитических направлениях (Зигмунд Фрейд) акт дефекации интерпретируется как акт дарения (отдавания) и косвенно дефекация показывает способность отдавать (деньги), платить, расставаться с деньгами.

Приметы

На уровне культуральных символов жителей Европы дефекация, кроме прямого отторгающего символизма, также связана с богатством, положением: “Да он деньгами в туалет ходит”, “Хоть жопой ешь”, “Как в начальство вышел — так с пенька серет”.

Приметы в разных народах: “Наступил в говно — прибыль из неожиданного места”, “Наступил  дерьмо — к деньгам”. В европейской сказке про Золотого осла последний выделяет не фекалии, а  золотые талеры…

Тело, как сцена

Рудигер Дальке описывает запор, как выражение нежелания отдать, стремление удержать любой ценой. Запор напрямую связан с жадностью, свидетельствует о слишком большой любви к материальным благам и о нежелании с ними расставаться (Рудигер Дальке, Роберт Хёсль, Проблемы пищеварения, СПб, Весь, 2008, Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен, От болезни тела — к исцелению души, СПб, Весь, 2012).

Биологические конфликты запора

Представитель и продолжатель идей Новой Германской Медицины, Тотальной биологии и Исцеления воспоминанием Жильбер Рено (Жильбер Рено, Исцеление воспоминанием, М, Эксмо, 2017, Жильбер Рено Конспекты  семинаров Исцеление воспоминанием, 2015 — 2018 гг) указывает на запор, как проявление следующих конфликтов:

  1. Конфликт идентичности на собственной территории: “У меня нет места, где я могу побыть собой, испражниться”
  2. Конфликт активного расставания: “Я переживаю расставание, но хочу удержать”.
  3. Конфликт расставания с тем, кто умер: “Я так скучаю по нему”.
  4. Конфликт, связанный с мобильностью: “Я должен идти, но я не хочу”.
  5. Конфликт неспособности довести дело до конца: “Я не могу продать дом”.
  6. Конфликт остановки: “Я не могу переварить и отпустить грязную ситуацию”.

Дети в данных случаях могут проявлять семейные конфликты (конфликты родителей).

Энурез у детей читать

Решение найдётся!

Врач-остеопат Арсений Гуричев

Источник: https://obiosphere.spb.ru/zapor-u-rebyonka/

ЛечимЖКТ
Добавить комментарий